Искусство

Про южнокорейский крышеснос.

Нет, я не могу молчать. Меня распирает. И я вообще не понимаю, как вы живёте, не видев то, что видела я (Спойлер: но мы можем это исправить, приобщив вас к прекрасному).

Речь про южнокорейский кинематограф.
Если вы, как и я когда-то, видели пресловутый Олдбой (нет, фильм потрясающий, я про то, что обычно, посмотрев его, этим и ограничиваются), то наверняка испытали всю ту гамму чувств, которые и я: от “Да они там совсем что-ли ебанулись, грёбаные извращенцы!?” до “Вот это да! А фильм-то офигенный! И как снят!”.

Вообще, с южнокорейским кино я впервые познакомилась ещё году в 2006 (или 2007). В Москву приехал фестиваль. И всем желающим демонстрировали в Доме предпринимателя на Курской (тогда там ещё было для людей, а не для понтов) лайтовый подростковый фильм:”Я киборг, но это нормально”. Кино слабое, но меня поразило несколько вещей: как корейцы бурно выражают свои эмоции, которые возникают на даже самые обыденные события. Как интересно они подают сюжет и визуальную часть. Ну и в целом, построение сюжета и монтаж очень необычные. Такие детали не замечаешь, если не в курсе всех этих процессов изнутри (а я тогда была не в курсе), но точно понимаешь, что “что-то не так”. И это немного двигает и щекочет мозг.

Недавно я посмотрела “Пылающий” по роману Муроками. Этот фильм тоже немного даёт представление о корейцах и их кинематографе. Но всё-таки, выглядит очень “адаптированным”. Примерно как суши в русской местности, по сравнению с ними же в азиатской стране.

К счастью, слава Зевсу, у нас есть торренты. И люди, пишущие субтитры и закадровый перевод на реально классные корейские фильмы. Об этих фильмах и хочу рассказать. Попробую тезисно:

1. Южнокорейское кино обычно — это адская смесь трэша, угара, детективного сюжета. “Обыденной”, часто неоправданной, жестокости (впрочем, в жизни она тоже случается, об этом — ниже). И, собственно, южнокорейского менталитета.

2. Про менталитет хочется подробнее.
Тут за меня лучше скажут мои пистолеты.
Точнее, южнокорейские.
Вот вам несколько кадров из фильма:

В городе происходит жестокое и таинственное убийство. Все переполошились. Ведь это — уже второе убийство в одном и том же стиле. А, значит, орудует серийный маньяк. Жители напряжены. Взвинчены. И требуют от полиции как можно скорее изловить преступника.

Кадр: По широкой дороге посреди поля идёт симпатичная женщина. Её догоняет молодой мужчина и спрашивает, как пройти… Он не успевает договорить, женщина неистово прыгает в овраг, крутится в нём кубарем, вскакивает и пытается отбиться, когда испуганный мужчина тоже спускается в овраг и пытается помочь ей встать. По дороге едет машина, внутри полицейский. То, что это — полицейский, зритель знает только по предшествующим сценам. Потому что никак иначе догадаться нельзя — на машине нет (и никогда не бывает) разметки, полицейские ходят в гражданском, значков тоже нет.

Полицейский выбегает на дорогу. И с криком “вы что, блядь, на этом поле что-ли растёте?” с вершины оврага, обеими ногами вперёд (запомните этот жест, я о нём ещё напишу) как Джеки, мать его, Чан, прыгает с размаху на мужчину. Затем, пока тот не очухался от этого невъебенно-разрушающего удара, начинает мутузить мужика и в хвост, и в гриву.
Женщина убегает.

Следующий кадр: Полицейский и отпизженный мужик едут в машине полицейского. Тот, немного в неловкости, но достаточно обыденно, говорит: Чё же ты сразу не сказал?

Следующий кадр: Отпизженный мужик и полицейский входят в зал полиции, подходят к начальнику. И начальник говорит отпизженному:”Оооо! Дорогой товарищ следователь из Сеула! Как хорошо, что вы приехали к нам помочь с расследованием. А что это у вас с лицом?”. Товарищ молчит.

3. Про этот жест “прыгнуть двумя ногами вперёд”.
Я видела его в каждом! В каждом, бля, фильме корейцев, в которых был детективный сюжет (читай — в 99% фильмов). Этим прыжком полиция пиздит преступников, кандидатов в преступники, людей на улице. Люди на улице — других людей на улице. Подростки — зеркала на машине других людей на улице. Короче, в какой-то момент я поняла, что это — не прикол и не попытка режиссёра придать комичности ситуации (тем более, режиссёры были разные). Это — обычное поведение корейцев в подобных ситуациях. Такое частое, что постоянно попадает то тут, то там в кино. Вот тут я присела, товарищи. Но не остановилась (когда нас пугали трудности? уух!).

4. Во многих фильмах, которые я видела, полицейские не гнушаются: пиздить свидетелей и предполагаемых обвиняемых (адвокат? Забудьте об этом персонаже в корейском кино. Как и о правах гражданина. Это вам не Америки с их правилом Миранды). С удовольствием проводят следственные эксперименты (зачастую, липовые). Подделывают улики (с целью давления на обвиняемого и выбивания из него признания). Топчут настоящие улики, не умея отогнать зевак с места преступления (см.фото). Спят на рабочем месте (это, я так понимаю, вообще для азиатов норм. Так как у них важно “высидеть” нужное число часов на работе. Независимо от того, есть ли эта самая работа в данный момент или нет. Они трудоголики и формалисты. И часто не видят ничего, кроме работы и дороги до неё).

После такого — не удивительно, что ни у одного полицейского в фильме никогда нет вообще никакого оружия, дубинки или что-то типа того. Максимум — наручники. И я думаю, что это — гениально-правильное решение. Потому что, когда представитель народа может одним прыжком “ноги вперёд” снести преступнику полчерепа или пробить брешь в грудине, то нахуя ему вообще оружие, ей-богу? Только курам на смех. Ну и вообще небезопасно, с точки зрения численности населения подведомственного участка.

Хотя нет, вру, один раз я видела пистолет в руках полицейского. Того отпизженного мужика, о котором я писала выше, спец.агента из Сеула. Но, как мы видим, друзья, нашу гипотезу он не опровергает, а лишь подтверждает. Счастья ему это оружие не принесло.

5. В одном из фильмов, единственный раз на моей памяти, появился какой-то там адвокат. Самый дорогой на районе, между прочим.

В первое своё появление он пришёл в КПЗ к обвиняемому в убийстве сыну женщины. Спросил, что тот помнит. Юноша был немного не в себе (не хочется писать, что вообще-то он — полный дебил, но подозрения такие возникают у зрителя с первого же кадра) и ничего не вспомнил толком.

Адвокат тут же съебался, не задавая больше вопросов. Второй раз он пригласил своего нанимателя — мать обвиняемого — на встречу. Он хотел обговорить с ней сделку с прокурором — признать сына невменяемым и дать ему 4 года лечения, вместо 15 тюрьмы. Всё ничего, но встречу адвокат назначил и провёл….в караоке. Куда он пришёл со своими друзьями и шлюхами, не очень скрывая этот факт. В караоке они все весело бухали, а потом адвокат спел. Я не знаю, что тут ещё сказать. И не буду (не осуждайте, я изо всех сил стараюсь быть толерантной).

6. Кстати, про сына этой женщины (из пункта выше). И заодно про то, какие корейцы чувствительные и заботливые (и тут я без иронии, ну почти).

Бабка поправляет стрижку, глядя в своё отражение в чём-то в рамке. В следующем кадре мы видим, что в рамке — фото убитой девочки. С чёрной полоской по кайме (ведь это — похороны этой девочки).

Мать и сын (сидящий в КПЗ по обвинению в убийстве школьницы):
— Это ты её убил?
— Конечно нет!
— Тогда зачем ты подписал признание, дурачок?
— Не называй меня дураком!

Вообще, этот фильм про мать — потрясающий и очень сильный. Он захватывает с первой минуты. А женщина, играющая главную роль (безумно любящей своего сына матери) — просто бог.

Вот вам ещё одна сцена оттуда:
Сын стоит на улице, бурной струёй ссыт на стену дома (напротив — магазины и жилые дома, ходят люди, ездят машины). Его руки заняты процессом. Она — поит его из миски-чашки отваром лечебных трав, которые ему “полезно”. Он заканчивает мочиться, стряхивает, прячет в штаны и бежит за своим другом. Она — за ним, уговаривая допить отвар до конца.

Очень трогательно, я считаю. Что мы после этого вообще знаем о гиперопеке, спрашиваю я вас ))).

7. Если вы думаете, что всё увиденное ужасает и отталкивает, то вы ошибаетесь. Смотря корейские фильмы почему-то очень легко абстрагироваться. Не знаю, может этот эффект связан с тем, что мы не воспринимаем эти сюжеты как что-то, что может произойти рядом (хотя, и может, и происходит. Вот читайте мой пост Про серийных убийц). Может это — как комиксы, листая которые воспринимаешь всё как игру и вымысел. Не знаю, я до конца не поняла этот эффект. Или, наконец, научилась разделять яйца по корзинам — это фильм, а это — жизнь. И не стоит переносить сюжет и эмоции из фильма на жизнь.

В то же время, корейское кино — это зрелище для тех, кто любит потом подумать. Кто ищет в кинематографе ценности. Кто способен смотреть что-то, выходящее за рамки “посмотреть один раз, убив время”. Корейское кино учит. Чему-то хорошему и важному. Это я вам точно говорю.

8. Мне жаль, что южнокорейский кинематограф очень недооценён в нашей стране.
Только сейчас стали делаться какие-то шаги, способные исправить эту ситуацию. Как правильно заметил Антон Долин (из «Искусство кино»), представивший фильм “Пылающий” в киноцентре «Октябрь», наверно впервые в России фильм корейцев собрал такой большой зал на премьеру. В зале не было свободного места. И это прекрасно! Что-то стало меняться в умах людей. Они стали избавляться от стереотипов в восприятии искусства (вот я о таком своём стереотипе уже тоже писала: Про стереотипы в восприятии искусства. Набокова и бракованные страны).

9. Если бы в главной роли любого годного корейского кино сняли Джима Керри или “Бората”, то эта комедия с чёрным юмором получила бы Оскар.
Если бы кого-то типа Лео ди Каприо — то Лео стал бы оскароносцем раньше (а фильм проходил бы с пометкой “драма, 18+”).
Если бы…но нет. И нам остаётся довольствоваться тем, что есть. И даже без голливудских актёров “что есть” — замечательное зрелище. Корейское кино — очень качественное. И по операторской работе, и по монтажу. И, конечно, по режиссуре и актёрской игре.

10. А вот вам подборка самых понравившихся мне южнокорейских фильмов.

Мать (2009) Madeo
Воспоминания об убийстве (2003) Salinui chueok
Объединенная зона безопасности (2000) Gongdonggyeongbiguyeok JSA
Пустой дом (2004)Binjip

Очень советую их посмотреть. Прям прекрасные.

И тех, которые понравились чуть меньше (но тоже классный, всех и не перечислить). Или которые я скоро планирую посмотреть:

Пьета (2012)Pieta,
Вздох (2007)Soom
Остров (2000)Seom
Жёлтое море Hwang hae (2010)
Преследователь Chugyeokja (2008)
Ограбление Bareuge salja (2007)

Пока хватит. И помните: прекрасное пленяет навсегда. 

Facebook Comments

Популярные статьи:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *