Искусство

Про Толстую тетрадь и факты.

Сегодняшний мой пост носит и утилитарный, и развлекательный характер. Утилитарный потому, что в #Мастерская_Андрусевич грядёт урок по двум важным темам — описание людей и (заодно, чтобы закрепить тему «репортаж») «описание фактов». А развлекательный потому, что в этом посте я во-первых, привожу отрывок из одной..кхм кхм..неоднозначной книги, которую очень легко и интересно читать. Ну и потому, что хочу обсудить тему — насколько часто мы оперируем фактами, а не иллюзиями/обобщениями/преувеличениями/неточностями/чем-то иным (нужное подчеркнуть).

Впрочем, сначала отрывок из книги «Толстая тетрадь» Аготы Кристоф:
«Один из нас говорит:
— Название твоего сочинения «Приезд к бабушке».
Другой говорит:
— Название твоего сочинения «Наша работа».
Мы начинаем писать. У нас два часа и по листу бумаги на каждого.
Через два часа мы меняемся сочинениями, с помощью словаря исправляем друг у друга ошибки, а потом ставим внизу страницы оценку — «хорошо» или «плохо». Если отметка — «плохо», мы бросаем сочинение в огонь и на следующем уроке пробуем написать на ту же тему еще раз. Если «хорошо», то мы можем переписать сочинение в Тетрадь.
Правило, по которому мы решаем, что ставить — «хорошо» или «плохо», — очень простое: сочинение должно быть правдой. Мы должны описывать, что происходит, что мы видим, что мы слышим, что мы делаем.
Например, нельзя писать «Бабушка похожа на ведьму», но можно писать «Люди называют бабушку Ведьма».
Нельзя писать «Городок очень красивый»: ведь Городок может быть красивым для нас и не нравиться кому-то другому.
Нельзя писать «Денщик — хороший человек», потому что это неправда: ведь денщик мог сделать много плохих вещей, о которых мы просто не знаем. Поэтому мы пишем только: «Денщик дал нам одеяла».
Нам можно писать «Мы едим много грецких орехов», но нельзя — «Мы любим грецкие орехи», потому что слово «любить» — слишком неопределенное, в нем недостает точности и объективности. «Любить орехи» и «любить маму» — совсем разные вещи. Первое выражение обозначает приятный вкус во рту, второе — чувство.
Слова, обозначающие чувства, весьма расплывчаты; всегда лучше избегать их и придерживаться просто описания предметов, явлений, людей и себя — иначе говоря, беспристрастного описания фактов.»

Книга рассказывает про жизнь двух мальчишек-близнецов, мать которых была вынуждена отправить их к своей матери на время войны. Очень необычных мальчиков.

А обсудить я хочу вот что: как вы думаете, что произойдет, если вдруг все люди начнут использовать эту методику выражения мыслей и чувств — говорить только о фактах. Как изменится наш мир? И, главное, знаете ли вы таких людей, которые именно так и говорят!?

У меня, кстати, одно время был заёб — я старалась формулировать свои мысли максимально точно. Тщательно подбирала идеально подходящие слова. Могу сказать, что это необычный и очень интересный опыт — перепрошивается не только вокабюляр, но и мироощущение. А у вас как чё?

Facebook Comments

Популярные статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *