Взрослые и дети

Про то, как научиться новому (писать, читать, заниматься спортом). И немного про “трюки” сценариев.

Мне иногда пишут вопросы в личку а-ля “как научиться писать сценарии”, “как научиться заниматься спортом регулярно”, “как начать вести себя иначе” и что-то в этом духе. Поэтому я решила рассказать, что думаю по этому поводу.

Лично я знаю всего два способа научиться что-то делать (тут, кстати, слово “делать” — ключевое):
— учиться сначала в теории (а потом на практике),
— учиться сразу на практике, погрузившись в среду.
Ну и, пожалуй, третий — совместить эти два способа.

Кажется, что всё просто, но (как в том неприличном анекдоте (даже не просите)) есть нюансы. Спойлер — они заключаются в том, что в новом деле изначально не очень много мотивации. Не много уверенности в себе, много страхов “а вдруг я не смогу”. А ещё некоторые делают ошибку, вкладываясь сразу всеми ресурсами и учась на износ (не ходили в зал годами, а тут неистово забегали каждый день. Не торопитесь, нажирали жир годами, настройтесь, что и сбрасывать будете постепенно. ЗАТО потом!) — этот износ ещё больше снижает мотивацию (мозг же не дурак, бежать туда, где всё время сложно, больно или некомфортно) — и это почти всегда заканчивается “началом, не доведённым до конца”.

Когда я захотела начать писать сценарии, то сначала пошла на курсы к одной замечательной женщине, объяснившей всю теорию этого вопроса. Курсы были не супер-долгие и не супер-дорогие.

Преподаватель рассказывала нам о том, что в каждом фильме есть герой, успех которого у зрителя зависит от того, хотим ли мы ассоциировать себя хоть в чём-то с ним. Человек в душе обычно очень романтичен. Он хочет быть таким же сильным, красивым и прекрасным как Лара Крофт или женщина-кошка, таким же умным и деловым, как Цукерберг. Таким же цинично-юмористичным, как доктор Хаус. Чтобы быть правдоподобным и не считаться недосягаемым (а заодно, вызывать эмпатию), герой должен обладать каким-то ярко-выраженным недостатком. Ещё у него должна быть миссия, тайна или секрет (иначе вокруг чего вообще мы вообще будем строить сюжет). Ну и в конце он обязательно должен в чём-то измениться, что-то понять, стать иным.

Когда я это слушала в первый раз, то очень удивлялась — мне казалось, что “не может быть, чтобы во всех, во всех фильмах были эти условия. Не может быть, чтобы всё строилось по одному принципу. Наверно это всё, когда известно, сделает фильм плоским, похожим на другие. И вовсе неинтересным”. Ну и обязательно выполнить эти все условия — непросто.

Потом я открыла свою повесть “11 дней осени” про мужика, который болтался между параллельными вселенными, сам не понимая (сначала) этого. Которую написала задолго до этих курсов. И прифигела — там всё это было, я сделала это интуитивно, даже сама не думая об этом. “Прикольно”,- думала я, щурясь от удивления и радости.

После курсов я поняла, что взять вот так прям сейчас и начать писать сценарии для фильмов — это большой рывок, к которому я не готова. Но сейчас, прямо после них, я могу попробовать написать что-то иное. Попроще, но не менее интересное. И напросилась к другу, который занимался съёмками мини-фильмов, писать сценарии для него. Чтобы у него была мотивация меня “доучить” на практике и терпение, мы договорились о сначала небольшой цене за мою работу.

Демпинг цен (или зарплаты) — это хороший способ попасть в среду, где требуется ваш труд, а вам нужен старт и практический опыт. Кроме того, такой демпинг позволяет вам снизить требования к самому себе и избавиться от возможного чувства вины, что вы ещё “не тот и делаете не так, а люди тратятся”. Главное, не злоупотреблять на экономии чужих денег и отследить тот момент, когда вы “уже тот” и можете работать за стоящую ваш труд сумму.

Кстати, про курсы, считаю, что проваливаться сразу с головой и кошельком во что-то экстра-новое и при этом супер-дорогое — это дно. Так как вы берёте на себя обязательства делать долго и дорого что-то из того, что вам может разонравиться, быть неблизким, совсем непонятным, чуждым. Ваша мотивация на успех при этом будет невелика (как у любого нового, пока не дарящего пока кайф дела). И по итогу, потраченные время, силы и деньги будут висеть на шее тяжким грузом. Как чемодан без ручки — и нести неудобно, и бросить жалко). С другой стороны, записавшись на что-то не очень сложное и долгое, вы точно сможете дать себе быстрый старт и понимание того, насколько новая деятельность прекрасна. Именно поэтому, например, в Мастерской Андрусевич  я даю сначала простые и очень приятные задания, а потом наращиваю сложность к концу. Именно поэтому, я не затягиваю обучение на годы. Оно длится всего полтора месяца — за этот срок человек успевает распробовать вкус письма, втянуться в регулярное написание текстов, но не успевает заскучать или захандрить от сложностей.

Чтобы научиться чему-то новому, нужно понять несколько вещей:
— все эти фразы “я вообще не знаю как это делать”, “да я не способен это делать” или типа того (все эти фразы я слышала почти от каждого второго и перед уроками живописи с нуля, которые проводила в одной компании, и перед началом первого потока Мастерской) — нужно отбросить и всячески искоренять из своего мозга. Во-первых, потому, что изначально мы все “вообще не знаем как это делать” и “думаем, что не справимся”, но если бы мы не пробовали, то никогда не научились бы ни ходить, ни говорить, ни писать в прописях…ну и так далее. Не пробуя новое, вы точно никогда ничему не научитесь. А пробуя — имеете все шансы на успех.
— нужно перебирать и искать своё. Опять же, включаясь в эту деятельность, находя в себе мотивацию на начало. И не пасуя перед сложностями, которые всегда возникают. Чтобы ещё больше гарантировать себе успех, включаться лучше сначала в что-то не супер-обременительное, не супер-дорогое. И не супер-сложное. Шаг за шагом, птица за птицей, вы всё равно втянетесь в какую-то новую деятельность. Почувствуете радость первых успехов, раскроетесь, почувствуете кайф. И вот тогда сможете найти силы и ещё больше мотивации, чтобы продолжать углублять свои знания и навыки.
ну и третье
— Попав в среду, где все как и вы делают что-то новое (или хорошо забытое старое), вы сможете мотивироваться и раскрываться ещё легче и сильнее — ведь коллективная энергия творит чудеса. Главное — это не бросать дело при первых трудностях. Преодолевать их, наращивая самооценку и веру в себя. И тогда, после плавного старта, вас втянет такой бурной водой и потоком, что остановиться уже будет сложно. И вуаля. Ваша жизнь станет многограннее и увлекательнее. Приятнее и веселее. Ведь познание и новые навыки — это всегда улучшение качества жизни.

Отбросьте страхи и неуверенность. Включитесь в какую-то новую деятельность. Начните ДЕЛАТЬ. И это изменит вашу жизнь. Сделает её ярче и приятнее. Проверено!

Задавайте вопросы. И расскажите о том, как вам удалось найти мотивацию и начать что-то новое в своей жизни (в любой сфере). Давайте вдохновлять других ☺

Facebook Comments

Популярные статьи:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *