Искусство

Про стереотипы в восприятии искусства. Набокова и бракованные страны.

Ща я покаюсь. У меня, вплоть до вчерашнего, бл, дня (о! сколько лет потеряно!) был стереотип относительно Набокова. С одной стороны я знала, что кого попало не выдвигают на Нобелевскую (это не Евровидение, Кинотавр или премия Рунета). С другой — думала:”Да чего его читать, историю про соблазнение голодного мужчины старлеткой я и без набоковых могу представить отлично, тоже мне задача” (так так так, стоп, спрячьте назад свои камешки в карманы штанин). Ну заблуждалась я, чего вы сразу. Так вот, были у меня уже с незапамятных времён скачаны кое-какие его произведения. Но только магическая сила уныния процедуры маникюра смогла пробудить для меня настоящее искусство.

Пришла я на этот маникюр. Мастер — молодая и красивая армяночка. Сидит, “лачит” мне кутикулу и ногти, а сама одним глазом видосы в телефоне смотрит с митинга — в её родном маленьком городке народ бастует и требует сменить мэра. (Тут, краем мозга думается — интересно, каково это, когда президент сменяется и мэра можно убрать, ежели он неоч?) Я сначала сидела с ней эти видосы смотрела (минуты полторы), потом думаю — а что это я? И, покопавшись в телефоне, загрузила Соглядатай. Тьма развеялась в секунду, небо засияло режущей глаз голубизной. Меня накрыло с первого же предложения.

“С этой дамой, с этой Матильдой, я познакомился в мою первую берлинскую осень”.

В Мастерской я всё время прошу “делить сложные предложения точкой”. Потому что вижу, что когда человек это делает, то получается очень точный, пронзительный, очень цепляющий текст. Который даже обычное описание фактов делает интересными, загадочными. Втягивает читателя как в воронку водоворота. Вот как у Набокова.

Короче, вышла я с маникюра через целых три часа (против обычных полутора). Мы с мастером были просто в восторге друг от друга. Она — с платой за работу и удовлетворённым любопытством о родине, я — с красивыми пальцами и кучей эмоций по-поводу всех проглоченных глав. Всю дорогу до дома, крутя педали велика, ехала и думала вот про это свойство психики — отгораживаться от каких-то вещей, рьяно прикрывая кирпичи стен всякими никчёмными стереотипами.

Один мой знакомый, дожив до почти 35 лет, имел в своём арсенале коллекцию проверенных фильмов, штук 20, в основном советских. Если он решал, что “пора бы что-то посмотреть”, он доставал из шкатулки “Рокки Бальбоа”, “Девчата”, “Любовь и голуби”, “Джентльмены удачи”. Он знал в этих фильмах каждое слово, каждую фразу, все шутки и реплики героев. Он смотрел каждый фильм по 40, может, по 50 раз. Смеялся как в первый и, напряжённо застыв в нужный момент, тыкал меня локтём, говоря:”Щащаща, вот смотри, ща он скажет..”. Я недоумевала — в мире снимается столько невероятных, просто потрясающих фильмов, а он смотрит раз за разом одни и те же. Почему? Зачем?
— Я просто хочу смотреть то, что точно доставит мне удовольствие.
— Но разве ты не хочешь, чтобы удовольствие было новым, интересным. Ещё неизвестным тебе?
— А вдруг мне не понравится?

Так некоторые никогда не ходят в новый ресторан. Пока обслуживание и кухня старого не заставят их негодовать от снизившегося качества. Они будут долго бубнить, что “а раньше было не так”, негодовать, требовать. И потом, если повезёт, найдут что-то новое (но только хорошо-проверенное другими, чтобы наверняка)…чтобы снова прилипнуть к месту как голодная самка комара к краю соблазнительного плеча младенчика.

С другой стороны, мои подруги яростно отметают идею поездки в города, в которых они уже были:
— Зачем? Я уже была там, — говорит одна из них.
— И что, страна после этого стала бракованной? Я тоже была. Но там же охуенно! Этот город (страну) хочется изучать до деталей, до каждого переулка и угла, каждого жителя — возражаю я (вот у меня так с Минском, Амстердамом и Бангкоком — моим местами силы).
— Ой, лучше что-нибудь новенькое.

Ещё один знакомый 20 лет ездит в один и тот же город на Чёрном море. Приезжает в одно и то же место, на один и тот же пляж, в одну и ту же точку, ставит там палатку и все 14 дней отпуска ежедневно делает одно и то же.

Мне кажется, что тут нужен баланс. И понимание целей — сегодня я хочу что-то новое и неизведанное? Или сегодня я хочу набраться сил для рывка куда-то, поэтому пойду в проверенное. У человека может быть что-то любимое, точно дарящее определённые эмоции, кайф, чувство полного расслабления и комфорта. Но, если он гонится только за этим кайфом и комфортом, он подобен средневековым философам, считавшим, что наша земля — это черепаха, стоящая на слонах — если выйти за её панцирь, то тут и наступит пиздец. Ну и сидели, боялись, ходили одними тропками (к счастью, не все).

Я вот, постоянно нуждаюсь в новых открытиях, делах, местах, событиях. Это голод, удовлетворяя который чувствую, что живу интересно. Но и хорошо-проверенное у меня есть. Господи, как бы я жила, если бы однажды не попробовала занятия по кикбоксингу, не начала рисовать маслом. И не пошла на уроки вокала. Даже представить страшно, до ужаса….

Вчера думала, что наверно это всё родом из детства — если ребёнку открыт весь мир, если его родители — увлекающиеся люди, то и он получает эту жажду к новому, исследованиям, выходу за пресловутую зону комфорта. Это как пазл — он сам дорисовывает по краям новые детали. И их становится всё больше и больше. Его пазл — величиной с мир. А кто-то ковыряет десять деталей, бесконечно переворачивая их и перенося из угла в угол. Или собирает, выдыхает и сидит до конца жизни в углу, скучая (такие обычно и стареют быстрее, глаза гаснут и жить им особо не хочется).

У человечества в целом, наверно ещё много стереотипов и ограничивающих установок. Пока что. Впрочем, лично у меня, со вчера — на одну меньше.

А расскажите о своих ограничениях и привычках? Что вы пробуете нового? А что предпочитаете старое, хорошо-проверенное?

А, да, вот вам охуенная песня этого утра

Facebook Comments

Популярные статьи:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *