Деньги и бизнес

Про собственника с рогом.

Продолжаю публиковать заметки, которые я делаю, общаясь с моим другом Эрнстом Тарэком (Ernst Tarek) (иногда мне хочется его клонировать, запереть клона в комнате и записывать всё, что он говорит про бизнес).

Не секрет, что часто развитие бизнеса прекращается в тот момент, когда собственник упирается рогом в задачу, которую он якобы не может (а на самом деле, не хочет, потому что не умеет) делегировать подчинённым.

Как это происходит: даже в налаженных процессах всегда есть задачи, требующие нестандартного, кропотливого или пик-сложного выполнения (подразумевающего особые компетенции и знания). Обычно, попадая в эту точку, собственник бросает (или отключает по-максимуму) другие задачи и начинает пропускать весь поток “неделегируемых” задач через себя. И, так как он — всего лишь один (пусть и достаточно производительный и компетентный) человек, вся скорость работы компании замедляется.

Как эта проблема решается на практике?

Казалось бы, легко:
1. Ищется человек, способный к обучению и достаточно разумный для выполнения нужной задачи. Но, не склонный по личностным качествам к тому, чтобы “похитить” важную технологию и отчалить делать свой проект.

Именно на этом этапе (поиска такого человека) бывает основной затык, так как владелец бизнеса:

а) испытывает психологическую ломку, связанную со своим ощущением “незаменимости”. И даже не пытается решить проблему из-за этого, часто подсознательного, ощущения.

Тут хочется вспомнить про Билла Гейтса и Майкрософт. Билл — крутой специалист, офигительный просто, да? Но даже ему удалось свыкнуться с мыслью, что есть люди, которые сделают работу за него. А вам не удаётся?! Странно.

б) думает, что такого человека в принципе нельзя найти. Это тоже миф, в мире много подходящих людей для любого дела (вернитесь снова мысленно к Биллу).

в) опасается, что потратит время на поиск и обучение специалиста, а тот отчалит к другим берегам.

Есть киты, на которых строится заинтересованность любого человека на его работе в той или иной компании:
— компания должна соответствовать ожиданиям человека, которые вы создали и на которые он рассчитывал.
— работа в компании должна быть для человека способом достижения его долгосрочных высоких целей.

Если кандидата на собеседовании спросить о его планах и видении себя через 2 года. И проложить мост с помощью предлагаемой работы из точки “сегодня” в точку “тогда, через 2 (или больше) года”, то человек прикладывает все усилия, чтобы работать хорошо и долго, двигаясь к своим мечтам и планам.

Тут ещё хочется рассказать про дихотомию, которой руководствуются “пожизненные” сотрудники для найма (идеальные кандидаты для обучения и делегирования) и те, кто могут от вас отчалить и стать предпринимателями. Но меня просили писать бизнес-посты покороче, так что в другой раз.

Ну и как последний аргумент про то, что подумать (и научиться делегировать) лучше, чем трясти, скажу из личного опыта, что даже один месяц самостоятельной работы нового человека над вашими нынешними задачами, которые вы хлебаете огромной ложкой каждый божий день. Месяц, в который вы реально сможете заняться управлением, развитием и процессами, а не рутинными операциями. Этот месяц может ТАК сильно продвинуть компанию к успеху, что стоит преодолеть все страхи и скорее заняться поиском нужных людей, их обучением и ПОЛНЫМ делегированием определённых задач.

Глава компании — руль корабля, а не гребец с веслом. И кораблю, конечно, безопаснее стоять в гавани, пока этот один гребец пыжится и тужится, не отдавая вёсла другим. Но ведь корабль не для того строился, да?!

2. С найденным человеком нужно провести обучение: показать (возможно, не один раз), как правильно делать задачу. Поручить её сделать, с возможностью в процессе задавать вопросы (наверняка не один раз). И потом — поручить её сделать без возможности задавать вопросы (чувствуете, как близки вы к успеху?!).

Во всей этой теме остаётся один вопрос: Как найти время на обучение новых сотрудников, когда у собственника жопа и так горит от нехватки времени.

Никак, оставайтесь с горящей жопой, раз вам нравится снова находить отмазки.
Ну ладно, не переживайте, всё просто: обучение новичка — это инвестиции. Инвестиции или денег, или времени. И нужно решить, какой из двух вариантов вам подходит.

Кстати, есть один простой, но неиспользуемый многими способ обучения людей новому. Просто прицепить человека как хвост. Он ходит за вами, смотрит, задаёт вопросы (или молча смотрит), перенимает опыт и всё остальное. А потом пробует сделать это сам.

Профит!

Вообще, я уже несколько недель уговариваю Эрнста провести вебинар для руководителей компаний. Про мотивацию и управление.

Но он упёрся рогом и всячески отнекивается, думая, что точечная работа — аудиты компаний и разработка индивидуальных схем решения проблем собственников и руководителей — это самый подходящий ему способ помогать бизнесам. Так как нюансов, влияющих на выбор верного действия, много. И знанием инструментов не заменишь опыт их применения.

Я же считаю, что есть ряд задач и проблем в любых видах бизнеса, которые можно сгруппировать и решать, рассказывая о них в общем потоке вебинара.

Кто из нас прав, как думаете?

Расскажите о том, какие проблемы возникают в вашем бизнесе? Интересны ли вам будут вебинары, заточенные именно на руководителей компаний и отделов? Какие темы, рассказанные на вебинаре, закроют самую сильную боль?

Facebook Comments

Популярные статьи:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *