Искусство

Про гений, талант и мастерство. Про Вика Мюниса. И загадку.

Эта мысль давно крутилась где-то внутри. В области чувств и ощущений. Никогда — в области мыслей и слов. А сегодня, как волшебство, выкристаллизовалась в слова.

Думали ли вы когда-нибудь, как и я, кого мы считаем гениями? Каких людей называем талантливыми? И что такое мастерство. Теперь я могу ответить на эти вопросы.

Мастер — это человек, который делает что-то хорошо . Из того, что умеют делать и другие. Талант — это супер-хороший мастер, которому повезло (или который сделал так, чтобы ему повезло) больше других.

Я могла бы привести примеры в пользу этого тезиса, рассказав, например, про мастера, который прибивает набойки на обувь. Но давайте лучше о высоком.
До и после Айвазовского и Шишкина многие рисовали море и лес. Ни Айвазовский, ни Шишкин не придумали что-то новое. Они просто рисовали свои пейзажи в присущих им стиле и манере. И рисовали классно. Очень классно, талантливо. Они оба — талантливые мастера своего дела. Но не гении.

Пару лет назад я была в маленькой галерее в литовском городе Клайпеда. Мы с подругой ходили по залам и наткнулись на то, что заставило обеих замереть и пристально разглядывать минут 15. На стене висела потрясающая картина с морским пейзажем. Её нарисовал неизвестный (по-крайней мере, как Айвазовский) мастер. К сожалению, я не запомнила его имя. Но в целом, это неважно — тогда я поняла, что можно сколь угодно прекрасно рисовать, делать это супер-супер, быть мастером своего дела…но так и остаться неизвестным, родившись не в том городе, не в то время или не попав в струю. Айвазовский попал (и, конечно, молодец). А литовский художник — нет. Жаль. Игра света и цвета на его картине была непередаваемой. Но ему не повезло. Впрочем, он — тоже мастер и талант. Но не гений.

Теперь будет сложнее. Потому что грань между талантом и гением, иногда, очень тонка, прозрачна и неоднозначна. Но она есть. И заключается в том, что гений — это талант, который делает что-то, поднявшись на один уровень вверх.

Я недавно услышала эту фразу, но очень её люблю теперь:”Проблема никогда не решается на том уровне, на котором она создана”. Переведя её в наши категории, ещё раз сформулирую:”Гений — это изобретатель в своём деле. Изобретатель, который делает что-то, поднявшись над этим делом и посмотрев на него сверху. Отсюда — нестандартность подхода, отсюда разрыв шаблонов, отсюда — восторг и восхищение зрителей, поражённых идеей”.

Изображали ли художники до Сальвадора Дали красные женские губы? Да. Но именно он первый сделал диван в форме таких губ. Рисовал ли кто-то изображения людей и животных, используя трафареты и шаблоны? Да. Но именно Бэнкси стал выбирать сюжеты, места для их воплощения и подтекст так, чтобы каждая его работа заставляла задуматься и восхититься (вот мой пост Про теорию разбитых окон, Бэнкси и московскую политику уличной культуры). Ездили ли люди из одного города в другой, используя постороннюю физическую (лошадей, верблюдов, ослов итд) или механическую (велосипеды) силу? Использовали ли двигатели в промышленных установках? Да. Но именно гений придумал, как это соединить, посмотрев на задачу сверху.

Все знают эту фразу Генри Форда:”Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь”. Потому что обычные люди решали бы проблему на уровне её создания, а Форд — сверху. Ведь он — гений.

Эйнштейн. Гейтс. Джобс, Леонардо. Вы сами знаете этот список людей, в чьей гениальности ни у кого нет сомнений. И, кстати, бизнес — это тоже сфера, в которой можно быть гениальным.

Режиссёр-мастер снимет хороший, добротный фильм. Талантливый режиссёр будет снимать хорошие фильмы регулярно. У них будет его стиль и узнаваемая манера. Гений — снимет то, что заставит людей восхититься, поразиться. И взглянуть на вещи не из привычной точки бытия.

Почему так сложно с современным искусством? Ну, хотя бы потому, что его изобрели в середине прошлого века. На эту тему художниками очень много уже сказано. Тот, кто первый изобрёл “рисовать” картины мусором — гений. А те, кто создают такие картины сейчас — уже всего лишь мастера или таланты. Тот, кто впервые придумал “рисовать” картину “органическими материалами” (иногда очень отвратными) — гений. А остальные — тоже лишь мастера или таланты.

Вик Мюнис — талант. Он взял известные произведения различных художников (Врубель, Пикассо, Родченков) и нарисовал их “из подручных” материалов. Иногда — из органических и скоропортящихся. Чаще — из мусора, песка, тканей, ниток и всего, что оказалось в его пространстве “не пришитым”. Рисовал, фотографировал и выставлял в галереях.

Теперь его работы во всех крупнейших арт-пространствах мира (в основном, в НЮ). Часть работ доехала до Москвы. Я вчера ходила, смотрела. Вот за что я люблю Москву, так это за то, что нам доступно так много всего прекрасного. И иногда — абсолютно бесплатно, что вообще поражает. Вот как выставка Мюниса в галерее Гари Татинцяна (Господи, на что они живут эти галеристы?). Там совсем немного работ, но все они прекрасны. Я ходила и думала о буйстве фантазии автора. Но чётко осознавала, что он не гений. Всего лишь — талант. Впрочем, иногда и этого достаточно. Ведь кому-то не удаётся стать даже им. А Вику удалось.

Фотки, которые я там сделала — говно. На все попали лампы, подсвечивающие работы. Поэтому я прикрепляю в пост фотографии его работ из интернета (“живые фото” смотрите в моём инстаграме, я собираю там красоту). И вот вам загадка — из какого материала “нарисован” Маяковский (это — копия картины Родченко в исполнении Мюниса)? Попробуйте угадать, а не нагуглить (кого вы обманете? Только сами себя).

В конце поста хочу рассказать вам о своей маленькой радости по-поводу #Мастерская_Андрусевич. Иногда ученики мастерской пишут тексты, которые нельзя написать, не поднявшись над заданием сверху. Они придумывают нестандартные способы решить задачу. Я читаю такие их тексты и внутри всё замирает от восторга. Трепещет и заставляет перечитывать вновь и вновь. Потом я прихожу в себя и пишу им обратную связь:”Это супер! Просто отлично”. И иногда они мне отвечают что-то типа:”Да? А мне не очень нравится, как я написал (-ла) этот текст”. Или “он дался мне тяжело, хочется переписать, чтобы стало лучше”. Мне хочется возражать и объяснять. Но потом я решаю молчать — иногда человеку нужно время, чтобы осознать свою гениальность. И я подожду, не страшно. Просто подожду.

А, да, КСТАТИ! Почему некоторые люди не начинают заниматься чем-то, что они хотят делать? Они сомневаются в себе и думают, что уже не смогут стать гениями…или хотя бы даже талантами в этом деле (вот у меня так с пением было). Не стОит и начинать, думают они. И зря, ведь стать мастером в своём деле — это уже очень круто и хорошо!

А вы кого считаете гениями? Особенно интересно в тех областях, о которых часто забывают и не говорят.

Facebook Comments

Популярные статьи:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *